РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6 страница

Необходимость официального разъяснения со стороны КС РФ его решений может быть вызвана непониманием (неверным пониманием) правоприменительного смысла этих решений органами публичной власти, прежде всего судебными, что как следствие может приводить к соответствующим дефектам правоприменительной практики. Необходимость официального разъяснения решения Суда может возникнуть также в связи с содержащимся в этом решении предписанием соответствующему нормотворческому органу относительно необходимости изменения правового регулирования, порожденной дисквалификацией нормы. При этом неясность содержания подлежащего разъяснению решения КС РФ должна быть действительной (объективной), а не мнимой (субъективной).

Процессуальной предпосылкой официального разъяснения решения КС РФ является принятие соответствующего ходатайства к рассмотрению.

Формальные критерии допустимости подобных обращений в КС РФ непосредственно в Законе о Конституционном Суде РФ не закреплены, что восполнено практикой самого Суда, который указал, что разъяснение решения: а) не должно являться простым его воспроизведением, т.е. ходатайство не подлежит рассмотрению, если поставленные в нем вопросы не требуют, по существу, какого-либо дополнительного истолкования решения (см., например, Определение КС РФ от 8 февраля 2001 г. N 15-О); б) дается только в рамках предмета разъясняемого решения и не может содержать решения по новым вопросам, связанным с проверкой конституционности иных норм, а также с толкованием законов или иных нормативных актов, осуществляемым в процессе правоприменения (см. Определение КС РФ от 5 июля 2000 г. N 150-О); в) не может содержать правовые позиции, не нашедшие отражения в разъясняемом решении (см. Определение КС РФ от 25 марта 2003 г. N 49-О).

Важно иметь в виду, что обоснование ходатайства о разъяснении решения КС РФ тем обстоятельством, что изложенные в нем правовые позиции не согласуются с высказанными ранее правовыми позициями Суда, также не признается КС РФ в качестве основания для принятия такого ходатайства к рассмотрению (см. Определение КС РФ от 19 июня 2003 г. N 204-О).

Конституционный Суд РФ неоднократно отмечал также недопустимость под предлогом постановки вопроса о разъяснении решения оспаривания его заявителями по существу, что противоречит положениям ст. 79 Закона о Конституционном Суде РФ об окончательности и невозможности обжалования решения Суда (см. Определение КС РФ от 25 января 2005 г. N 47-О).

Практика КС РФ свидетельствует, что большинство ходатайств о разъяснении решений Суда не соответствует критериям допустимости и не принимается к рассмотрению либо производство по ним прекращается. В случае если ходатайство о разъяснении решения КС РФ было принято к производству и впоследствии его рассмотрение не было прекращено, Суд, руководствуясь частью третьей комментируемой статьи, принимает решение о разъяснении решения в форме определения, обязательно излагая его в виде отдельного документа (а не протокольно).

Подобное определение является неотъемлемой частью разъясняемого решения и действует с ним в нормативном единстве (см. Определение КС РФ от 11 ноября 2008 г. N 556-О-Р). Из данной правовой позиции вытекает необходимость опубликования разъясняющего Определения в тех же изданиях, в которых было опубликовано разъясняемое решение.



Определение, выносимое по итогам разъяснения решения КС РФ, подлежит направлению тем же органам и лицам, которым было направлено разъясняемое решение. Напротив, определение об отказе в принятии ходатайства о разъяснении решения Суда к рассмотрению не подлежит опубликованию и направляется, как правило, только соответствующему заявителю.

Согласно части первой комментируемой статьи ходатайствовать о разъяснении решения КС РФ могут органы и лица, обладающие правом на обращение в Суд, а также другие органы и лица, которым решение было направлено Судом.

Соответственно, круг субъектов, обладающих правом на обращение, определяется на основании положений ст. 125 Конституции РФ, части первой ст. 3, ст. ст. 84, 88, 92, 96, 101, 105, 107 Закона о Конституционном Суде РФ и зависит прежде всего от категории дела, в рамках производства по которому было принято разъясняемое решение.

Так, обращение о разъяснении любого решения КС РФ, вынесенного по запросу о проверке конституционности нормативного правового акта органа государственной власти (т.е. в порядке абстрактного нормоконтроля), с учетом положений ст. 84 комментируемого Закона может быть направлено Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, одной пятой членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительством РФ, ВС РФ, ВАС РФ, органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, независимо от участия указанных органов и должностных лиц в конституционном споре.

Аналогично определяется круг субъектов, уполномоченных ходатайствовать о разъяснении решений КС РФ по иным категориям дел.

Помимо указанных органов и лиц, непосредственно наделенных Законом о Конституционном Суде РФ правом на обращение с соответствующим ходатайством, комментируемая норма закрепляет также аналогичное полномочие за органами и лицами, которым подлежащее разъяснению решение было направлено. Перечень адресатов рассылаемых решений КС РФ установлен частями второй и третьей ст. 77 указанного Закона (см. комментарий к ст. 77).

Обращение органа или лица, не обладающего соответствующим полномочием, с ходатайством о разъяснении решения КС РФ не может быть принято к рассмотрению как исходящее от ненадлежащего субъекта.

Согласно положениям части второй комментируемой статьи вопрос о разъяснении решения КС РФ рассматривается в заседании Суда в таком же порядке, в каком это решение было принято.

Для принятия к рассмотрению ходатайства о разъяснении решения КС РФ указанное ходатайство должно быть подано уполномоченным органом или лицом с соблюдением критериев допустимости данных обращений. При этом производство по делу о разъяснении постановления Суда осуществляется в общем порядке с проведением публичных слушаний. Исключение составляет лишь рассмотрение ходатайства о разъяснении постановления, вынесенного на основании положений ст. 47.1 Закона о Конституционном Суде РФ, т.е. в порядке разрешения дел без проведения слушаний, при котором заявитель и стороны в судебное заседание не приглашаются.

Часть вторая комментируемой статьи предусматривает обязательное приглашение в судебное заседание заявителя и сторон по делу при проведении слушаний. Указанное предписание представляет собой дополнительную гарантию равенства процессуальных прав сторон, участвующих в конституционном споре, поскольку ходатайство о разъяснении, как правило, подается одной из них.

Вместе с тем Закон не закрепляет обязанность КС РФ приглашать в судебное заседание иных (за исключением заявителя и сторон) лиц. Это объясняется процессуальной природой слушаний о разъяснении решения, которому Суд дает аутентическое официальное толкование, не выходя за пределы содержания уже состоявшегося судебного акта и, таким образом, не имея возможности изменить его по существу. Следовательно, потребность полного воспроизведения процессуальной модели публичных слушаний в случае разъяснения решения не возникает.


2327455549095012.html
2327555550622407.html
    PR.RU™